Реализация прав детей-сирот на проживание в семье.
Развитие семейных форм их жизнеустройства
Защита прав несовершеннолетних детей является одним из приоритетных направлений социальной политики Республики Беларусь. Самым большим желанием каждого ребенка является желание жить в семье, поэтому важнейшим направлением деятельности нашего государства является реализация права каждого ребенка на проживание и воспитание в семье. Это право закрепляется Конституцией Республики Беларусь, статьей 15 Закона «О правах ребенка», статьями 66, 185 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – Кодекс).
Семья является естественной средой для детей, однако, несмотря на то, что обеспечение безопасных условий проживания и защита – прямая обязанность их родителей, очень часто случается так, что приходится защищать несовершеннолетних от их собственных матери и отца. В целях защиты прав и законных интересов детей в таких семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, принят Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18). На основании данного документа, статьи 116 Кодекса дети приобретают либо им предоставляется статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее – детей-сирот). Несовершеннолетние теряют право на проживания в родной биологической семье и приобретают статус детей-сирот в связи со смертью обоих или единственного родителя. Статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, приобретается либо предоставляется детям вследствие:
- лишения родительских прав единственного или обоих родителей;
- признания родителей недееспособными; ограниченно дееспособными;
- безвестно отсутствующими, объявления родителей умершими;
- нахождения родителей под стражей; заболевания, при котором родители не могут выполнять родительские обязанности;
- отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста;
- оставления детей родителями в учреждениях здравоохранения;
- согласия родителей на усыновление детей при отказе от них;
- принятия комиссией по делам несовершеннолетних райисполкома постановления об отобрании их у родителей, признания несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите и помещения их на государственное обеспечение (на срок до 6 месяцев).
Защита прав и законных интересов детей сиротской категории возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы, являющиеся органами опеки и попечительства. Основополагающая задача которых реализация права каждого ребенка, оставшегося без родительской опеки, на проживание в семье. Данная задача, решается посредством принятия своевременных мер по определению детей в семейные формы жизнеустройства, для определения которых используется понятие замещающие семьи. К ним относятся: опекунские и попечительские семьи, приемные семьи, детские дома семейного типа.
Каждая из названных форм жизнеустройства имеет свои характеристики:
- опека и попечительство – такая форма устройства ребенка на воспитание в семью (как правило, родственников), в которой супруги или отдельные граждане (опекуны, попечители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот на основании решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя) на безвозмездной основе (ребенок в возрасте до 14 лет воспитывается в опекунской семье, старше 14 лет – в попечительской);
- приемная семья – семья, в которой супруги или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот в соответствии с Положением о приемной семье, утвержденным Правительством Республики Беларусь, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора (на воспитание принимается до 4-х детей-сирот);
- детский дом семейного типа семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот, в рамках которой супруги или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей в соответствии с Положением о детском доме семейного типа, утвержденным Правительством Республики Беларусь, на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Родителями-воспитателями могут быть дееспособные лица обоего пола в возрасте от 25 лет. Отдел образования организует для кандидатов в родители-воспитатели обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенции в решении вопросов воспитания детей-сирот.
- Патронатное воспитание - форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, а также в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.
Государство заботится о создании жилищных условий для детских домов семейного типа (предоставляется социальное жилье), выплачивает денежное пособие на содержание приемных детей.
При помещении детей сиротской категории в замещающие семьи, в соответствии с законодательством на их содержание опекунам, приёмным родителям, родителям-воспитателям государством выплачиваются денежные средства на содержание детей. Суммы выплат пересчитываются с учетом изменения цен на товары и услуги.
Приоритетной формой устройства детей-сирот на воспитание в семью является усыновление (статья 118 Кодекса). Этой форме семейного жизнеустройства подлежат дети, единственный или оба родителя которых:
- умерли;
- лишены родительских прав;
- дали согласие на усыновление ребенка;
- признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;
- неизвестны.
разгарнуць » / « згарнуць