Выступления учителей

Отдел по образованию
Лиозненского районного
исполнительного комитета

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Горячие новости

09.08.2019
ПВТ предлагает в помощь учителям бесплатный онлайн-курс «Scratch 3.0 для начинающих»

подробнее...

05.08.2019
Увеличены нормы расходов на питание в учреждениях образования

подробнее...

18.06.2019
ИГРОМАНИЯ – ЭТО НЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ, А ОПАСНАЯ БОЛЕЗНЬ

подробнее...

14.06.2019
Об организации деятельности ресурсных центров учреждений образования

подробнее...

Контактная информация

Адрес:
211220 г.п. Лиозно,
пер. Данукалова, 3, Витебская область

Телефон:
8 (02138) 4-29-97

Факс:
8 (02138) 4-29-44

Электронная почта:
roo@liozno.edu.by

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

    Подготовка учащихся к семейной жизни: система                     мероприятий                                                                                

 

Гладкова Галина Михайловна,

учитель начальных классов

 ГУО«Базовая школа №2

 г.п.Лиозно»

 

 

                                                                       Семья - это место, где верят и ждут.

                                                                       Где примут любого, поймут и простят,

                                                                       Где правят улыбка и любящий взгляд.

                                                                       В семье разделяют всегда всё на всех:

                                                                       Проблемы, удачи и радостный смех.

 

«Крепкая семья – крепкое государство, благополучное общество». Это утверждение, с той или иной степенью аргументации, все чаще можно встретить в научной литературе, в средствах массовой информации, в повсеместном общении. Мы все больше приходим к осознанию того, что именно семья является важнейшим базовым социально-воспитательным институтом, от состояния которого, нравственно-психологического климата в нем, во многом зависят формирование здоровых потребностей детей, их подготовка к социальной жизни. Все чаще начали писать и говорить, что белорусская семья исторически, со свойственным ей незыблемым авторитетом родителей, старших поколений, высоким позитивным потенциалом духовно-нравственных ценностей всегда играла определяющую роль в социализации детей и молодежи.

 Ведущая роль семьи в воспитании детей давно признана мировым сообществом, зафиксирована в ряде международных документов, в том числе в Конвенции ООН о правах ребенка. В данной Конвенции подчеркивается, что повсеместно в мире семья должна восприниматься как главная ячейка общества, которая создает условия для развития и защиты интересов своих детей. Семья рассматривается как первый и в идеале последний рубеж защиты детей, любви к ним.

Приоритет семейного воспитания, теоретически обоснованный известными учеными (С.Н. Бурова, А.К. Воднева, С.Д. Лаптенюк, Л.И. Смагина, В.В. Чечет и др.) проявляется в деятельности органов власти, органов образования, педагогических коллективов, общественных организаций.

Гарантированная защита государством и обществом детства и семьи является стержневой в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» и Кодекса Республики Беларусь «О браке и семье».

Семья является естественным органичным звеном в смене поколений, морально-психологическая атмосфера в обществе находится в значительной зависимости от микроклимата в каждой семье. В хорошей семье все чувствуют себя равными и защищенными – и родители, и дети.

Семья – богатство и надежда каждой нации. От правильного семейного воспитания, общей физической и моральной закалки подрастающего поколения в семье зависит будущее каждого народа, общества, стабильность и уровень цивилизации в государстве.

В процессе социализации семья должна сохранить все то ценное, что накоплено опытом человеческих отношений. Механизм социальной генетики представлен в семье взрослыми и детьми, которые не просто механически воспринимают их, но и вносят необходимые изменения в традиционные отношения, динамично реагируя на социальные перемены. Вот почему институт семьи относится к числу тех социальных явлений, значение которых уникально как для отдельного человека, так и для всего общества.

Принимаемые в последнее время государством меры по укреплению семьи являются чрезвычайно актуальными.

Некоторые родители сокращают время отводимое на общение с детьми, недостаточно обращают внимание на их обучение и воспитание, совместное проведение досуга. Все это негативно сказывается на культуре межличностных отношений, духовно-моральных ценностях семьи, ее стабильности.

Формирование у детей ценностных ориентаций – наиболее сложный аспект семейного воспитания. Те семьи, где нет любви и согласия, за редким исключением, не смогут воспитать своих детей добрыми, честными, милосердными людьми. Неприязненные отношения, а часто и враждебность между родителями обедняют палитру межличностных отношений, негативно воздействуют на воспитание детей. Если дети теряют уважение, не чувствуют любви к родителям, воспитательные воздействия последних не будут иметь результата.

Наиболее характерными проблемами для современной семьи, которые требуют государственно-общественного решения, являются:

  • разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций;
  • дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;
  • дистабилизирующее влияние пьянства, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;
  • резкое сокращение межличностных внутрисемейных и межсемейных отношений, отсутствие доверия между членами семьи;
  • обедненный, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьей свободного времени;
  • психолого-педагогическая неграмотность родителей.

В воспитании детей чрезвычайно важным представляется постоянное взаимодействие семьи и школы. Партнерские отношения между учителями и родителями должны быть прочными и всесторонними, особо это касается семей, имеющих детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте динамично формируется не только интеллектуальная основа личности, но и ее главные нравственные качества. Результат взаимодействия наиболее продуктивен, если между родителями и учителями начальных классов устанавливаются доверительные, взаимообогащающие контакты, затрагивающие все стороны обучения и воспитания детей, способствующие повышению педагогической культуры родителей.

         В этом учебном году в классе проводится факультатив «Мое Отечество» (раздел – «Семья – основа государства»).

         Занятия посвящены изучению уклада жизни наших предков, знакомству с их бытом, особенностями строения белорусских домов, традициями семейного воспитания белорусов. Программа курса предполагает дать учащимся общие сведения о правовом статусе семьи, о правах и обязанностях граждан; выработать у детей потребность заботиться и с уважением относиться к окружающим, приносить пользу близким, помогать друзьям; познакомить младших школьников с историей возникновения слов; расширить кругозор учеников; способствовать становлению позитивного отношения детей к Родине, обществу, труду, к своим обязанностям и самим себе.

         Программа курса «Мое Отечество» дает ученикам возможность:

  • познакомиться с бытом белорусской семьи; получить начальные сведения о христианстве, элементарные знания об особенностях строения жилья и своеобразии оформления дома белорусов;
  • воспитать у себя уважительное отношение к родителям, родственникам, друзьям;
  • познакомиться с особенностями проведения досуга, увеселениями и забавами белорусов; с правилами и содержанием белорусских народных игр;
  • получить знания о своеобразии белорусской культуры.

Программой курса предусмотрено проведение экскурсий; посещение музея; проведение выставок детских работ; организация тематических праздников; конкурса чтецов и конкурса рисунков. В конце учебного года проводится заключительное занятие по теме «Семья – основа государства», которое будет способствовать обобщению и систематизации знаний детей. Результатом обучения должны стать: выставки детских работ; организация классного уголка «Моя семья», которые заполняются по мере выполнения творческих работ на протяжении изучения курса; участие в тематических праздниках.

Подготовка учащихся к семейной жизни невозможна без тесного взаимодействия классного руководителя и родителями. Среди наиболее эффективных форм совместной деятельности учащихся начальной школы и их родителей можно выделить следующие:

  • дни открытых дверей с проведением открытого урока;
  • семейные праздники;
  • совместная творческая и трудовая деятельность;
  • конкурсы, выставки, фестивали семейного творчества;
  • анкетирование;
  • совместные родительские собрания;
  • индивидуальные беседы;
  • посещения семей учащихся;
  • приглашение гостя из числа родителей для «Встречи с интересными людьми»;
  • совместные походы, экскурсии;

 

На классных часах мы часто обсуждаем вопросы, связанные с семьей.

üКакие качества ты особенно ценишь в своих родителях?

üКакую семью ты хотел бы иметь, когда станешь взрослым?

üКакие семейные традиции существуют в твоей семье и хотел бы ты передать их своим детям или внукам?

Праздники в начальной школе любят не только дети, но и их родители. В теплой дружеской обстановке проводим «Праздники осени», «День именинника», 23 февраля и 8 марта, «День матери». Часто утренники заканчиваются чаепитием.

     Родители помогают организовать экскурсии, мероприятия, оказывают помощь при подготовке к конкурсам.

     Современный учитель должен быть компетентен в различных вопросах, связанных с организацией процесса подготовки учащихся к семейной жизни, а также должен уметь всесторонне и целенаправленно изучать семью, семейное воспитание, владеть разнообразными методиками и технологиями изучения семьи, позволяющими глубже проникнуть в мир семьи, увидеть ее своеобразие, понимать мотивы взаимоотношений, вовремя корректировать их, реализовывать личностно-ориентированный, культурологический подходы в процессе подготовки учащихся к семейной жизни.

                                                          Диагностика и изучение семьи:

                                                          инструментарий, методика и практика 

                                                           Нестеренко Т. С.,  педагог- психолог

                                                           ГУО «  Выдрейская ясли-сад средняя школа»

                                                                                                                           

                                                                       

В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.

Кроме того, для успешной реализации  государственных образовательных стандартов  необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В начальной школе это наиболее важно, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей, развивающему обучению с шести лет, уменьшением количества  детей, до школы посещавших детские сады.

Формы и методы работы школы с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу и участию в школьном самоуправлении.

Выбор форм и методов работы с родителями наряду с учетом их потребностей и заинтересованности, должен обеспечивать при направляющей роли педагогов школы формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом. Ведь многие проблемы (профилактика и предупреждение нарушений правил поведения, повышение мотивации к учебе и выявление причин отставания в ней и другие) можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями школьника.

Формы и методы работы с родителями в начальной школе безусловно должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе ,расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе и др.

Методы работы с родителями включают в себя беседы, различные  тестирования и анкетирования, наблюдения. К формам работы относятся родительские собрания, конференции (на уровне класса или школы), консультации, посещения на дому (традиционные формы), нетрадиционные — дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги.

При этом формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным относятся анкетирования, посещения ребенка на дому, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч и другие. Коллективные включают в себя родительские собрания,  тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей.

Работу учителя начальных классов с родителями можно разбить на три последовательных по времени этапа.

Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в школе, начиная с момента их поступления. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями школьников, условиями жизни и быта детей. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями и детьми, в том числе и с участием школьного психолога. Эффективным подходом является проведение  анкетирования родителей. Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.

Очень важным на этом этапе является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей как с нормативными документами (законодательные документы об образовании, устав школы, образовательные стандарты), так и с основными моментами пребывания ребенка в школе. Сориентироваться родителям в школьной жизни ребенка позволяют раздаваемые им памятки. Памятки могут нести как информацию общего характера, так и представлять собой результат опыта работы конкретного учителя. Большую помощь в организации взаимодействия родителей и педагогов в обучении и воспитании детей может оказать родительский комитет, избираемый на первом собрании.

Второй этап охватывает период до выпуска  школьника из начальной школы. Он является основным в работе с семьями младших школьников. На этом этапе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию  и обучению детей. При этом педагог должен:

·           повышать уровень педагогических знаний родителей;

·           направлять работу родителей по руководству учебой детей в домашних условиях;

·           помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;

·           укреплять доверие детей и родителей к учителю и авторитет родителей в глазах детей;

·           расширять участие членов семей младших школьников в воспитательной работе, школьных мероприятиях.

Рассмотрим подробнее используемые на втором этапе формы и методы работы с родителями.

Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия, обсуждение книг или фильмов). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, тетрадей, рисунков, поделок, достижений в спорте), показывающие интеллектуальное развитие детей. Хорошо себя зарекомендовала клубная форма работы с семьей.

Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: концерты и представления детей для членов семей, походы в составе класса с родителями на природу, экскурсии в музеи, зоопарк, посещения театров и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива в классе. Широкие возможности в совместной воспитательной работе семьи и школы открывает привлечение к ней бабушек и дедушек детей.

Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи. Ее можно проводить в виде классных часов в период обучения детей в начальной школе. На классных часах дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.

Значительный потенциал в работе по укреплению взаимодействия педагогического коллектива и семьи имеют бабушки и дедушки младших школьников, которые, обладая большим жизненным опытом, свободным временем, желанием, часто готовы участвовать в совместной работе по воспитанию детей. Как показывает практика, привлечение их к организации мероприятий дает хороший воспитательный эффект.

Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий (классные часы, изучение истории семьи, проведение различных праздников), так и для оперативного информирования родителей, к примеру, посредством ведения электронного дневника, доступного для родителей через сеть Интернет.Причем организовать его можно в виде своей классной социальной сети, с помощью которой родители имеют возможность в любой момент связаться друг с другом или с педагогом.

Нельзя забывать и о такой форме работы (раньше активно использующейся), как посещение детей по месту их проживания с целью индивидуальной работы с родителями, знакомства с условиями проживания.

Третий этап работы учителя начальных классов с родителями охватывает временной период после выпуска  школьника из начальной школы. На этом этапе педагогу начальных классов важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в старшей школе. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.

И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании младших школьников во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.

Это обусловлено тем, что у младших школьников формируется самооценка на основе оценивания его учителем и достигнутых результатов в учебе. Учитель с первых дней обучения детей в начальной школе становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания в младших классах.

Со стороны родителей  выделяют три фактора оценок педагога [4] — наличие у учителя педагогического авторитета в восприятии родителей, уровень индивидуальной работы с их ребенком, воспитательная привлекательность педагога.

Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями в начальной школе помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.

 

Список литературы:

1. Алешина В. О. Клубная форма работы с семьей // Начальная школа. 2008. № 1. С. 7—9.

2.Валькова Л. Н. Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса // Начальная школа. 2010. № 6. С. 25—29.

3.Тимарцева Л. В. Изучение истории семьи// Начальная школа. 2008. № 2. С. 67—74.

4.Рябов А. Е. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе? // Начальная школа. 2001. № 4. С. 27—30.

 

    Деятельность родительского комитета: условия и эффективность

                                                              

                                                                        Козлова Светлана Яковлевна,

                                                                           учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа № 1 г.п.Лиозно»

 

Для повышения эффективности обучения и воспитания детей очень важно создание в классе дружного работоспособного коллектива родителей, глубоко понимающего цели и задачи учебно-воспитательной работы, добивающегося активного участия каждого из родителей в работе класса. В создании и сплочении родительского коллектива, а значит коллектива учащихся, большую роль играет родительский комитет.

От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей класса, в дне самоуправления.

Еще одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе.
В первую очередь, это организация и проведение родительских уроков в классе. Родительские уроки – возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают свой кругозор.

Помимо таких уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, однако все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях.

        Родительский комитет нашего класса выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитывается предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но, если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в классе, классный руководитель предупредил родителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении.

 

Положение о родительском комитете класса

 

Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.

Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании. О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях. 
Заседания родительского комитета класса проходят 2 – 3 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Родительский комитет класса обязан:

  • помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
  • вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
  • влиять на формирование культуры родительского общения;
  • быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;
  • стимулировать ответственность в воспитании подрастающего поколения;
  • выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
  • соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и родителями.

Родительский комитет имеет право:

  • активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
  • помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
  • посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
  • присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
  • принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;
  • проводить беседы с проблемными учащимися;
  • поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав и интересов ребенка и семьи;
  • привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.

 

Структура и состав родительского комитета класса

 

Обязанности в родительском комитете распределены следующим образом: председатель родительского комитета, его заместители, отвечающие за определенные участки работы.

Председатель родительского комитета, отвечает за организацию его деятельности, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний; является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучных семей, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует родителей для участия в школьной жизни детей. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий; организация помощи отстающим в учебе детям; поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению родительских уроков, классных часов. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организует в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной работе возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов, необходимых для классного коллектива.

Учет возможностей родителей позволяет составить более конкретный план работы родительского комитета.

 

План работы родительского комитета по четвертям

1 четверть.

1. Организовать поездку в театр

2. Проверка внешнего вида учащихся

3. Помощь в организации «Бала цветов»

4. Провести беседу «В гостях у Мойдодыра»

5. Организовать поход в лес.

6. Подготовка к собранию «Азы воспитанности»

2 четверть.

1. Организовать поездку в бассейн

2. Подготовка новогодних подарков и карнавальных костюмов

3. Рейд «Говорящий портфель»

4. Подготовка к родительскому собранию «Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться»

3 четверть.

1. Подготовка к конференции «Пример отца в нравственном воспитании детей»

2. Организовать семейный отдых на городском катке

3. Подготовить и провести «Зарничку»

4. Семейный праздник благодарности для бабушек и внуков  «Я с бабушкой своею дружу давным – давно»

4 четверть.

1. Подготовить и провести «Зов джунглей»

2. Организовать поездку в аквапарк

3. Организовать экскурсию в пожарную часть

4. Подготовка к родительскому собранию «Как воспитать у ребенка любовь к чтению»

Анализ анкет, мои личные наблюдения и членов родительского комитета позволяют определить постановку наиболее актуальных в настоящее время шагов деятельности родительского комитета. Знания, умения, возможности родителей используются не только в работе с родителями, но и прежде всего, с детьми.

         Родительский комитет привлекает родителей для проведения как постоянной работы с учащимися, так и эпизодической. Родительский комитет оказывает помощь в подготовке художественной самодеятельности к праздникам, к карнавалам.

          Особое место в деятельности родительских комитетов занимают вопросы воспитания самих родителей и прежде всего в трудных семьях.

Я стараюсь, чтобы ничье усилие, направленное на общее дело, не осталось незамеченным. На родительских собраниях члены родительского комитета рассказывают об участии каждого родителя в общественных делах  класса . Я вижу, что это поощряет одних, стимулирует других к проявлению инициативы, готовности откликнуться на любую просьбу.

Я думаю, совместная деятельность учителя и родительского комитета постепенно формирует у родителей чувство коллективной ответственности за обучение и воспитание детей, за их жизнь и дела.

 

                                 Система взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьёй

                                                  Стаховская С.В., заместитель директора по воспитательной   работе

                                                              ГУО «Крынковская средняя школа»

 

Как отмечается в методических рекомендациях «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей»: «Гарантия и стимул развития учреждения общего среднего образования – практика открытого взаимодействия с родителями.» В соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании субъектами образовательных отношений являются не только педагоги, но и родители или законные представители учащихся.

В педагогической литературе взаимодействие семьи и школы определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого  взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации.

Взаимодействие педагогов, детей, родителей требует объединения усилий педагогов, администрации учреждения общего среднего образования, родителей, представителей других социальных институтов. В реальной практике взаимодействие семьи и учреждения общего среднего образования может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему

В решении проблем «общество - дети», «учитель - родители», «родители - дети» важная роль отводится учителю. Педагоги должны выстраивать такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступят как равноправные партнеры, друзья, единомышленники. Это взаимодействие должно носить развивающийся характер.

Решение этой важной задачи должно осуществляться через благотворное сотрудничество педагогов, детей и родителей, сущность которого во взаимопонимании, взаимоуважении, взаимном доверии, взаимной деятельности, сотворчестве, сочувствии, сопереживании, сострадании, содействии, вере друг в друга и взаимной любви. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.

Основные этапы построения системы взаимодействия семьи и учреждения образования следующие:

Первый этап – знакомство, на котором определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей – важный фактор для построения взаимодействия. На первом этапе большое значение имеет определение взаимной полезности участников, т.е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющее распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе. Многие директора  учреждений общего среднего образования иногда забывают, что в число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные, а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь учреждения общего среднего образования, их потенциальная активность.

Помимо того, следует актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для детей и родителей. Очень важно, чтобы родители знали о том, что в учреждении общего среднего образования, например, работают уникальные специалисты, что учреждение общего среднего образования участвует в интересных проектах или что именно в этой школе не забывают выпускников и т.д.

В этой связи на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит». Как правило, у каждого учреждения общего среднего образования есть определенное представление о своих приоритетах в образовании детей, однако лучше, если это представление будет обсуждено на педсовете, зафиксировано в каком-либо документе (концепции, декларации, программе) и представлено публично (на сайте, в холле учреждения общего среднего образования, в специальном буклете и т.д.).

Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность с учреждением общего среднего образования.

Второй этап – совместная деятельность, когда будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

На данном этапе важно понятие общего вклада – разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Педагогическим коллективам следует учитывать, что желание родителей сделать этот вклад  возникает только тогда, когда они испытывают доверие к учреждению общего среднего образования. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов: соблюдение этических норм и договоренностей; поддержка тех, у кого необходимо вызвать доверие; результативность.

Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической (иногда и психотерапевтической) помощи семье. В качестве теста педагогическому коллективу необходимо ответить на вопрос: каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть (почувствовать), что о нем действительно заботятся? Если семья ощущает эту заботу, уровень доверия к учреждению образования существенно возрастает.

Перечислим основные виды совместной деятельности учреждения образования и семьи и ее результаты.

Деятельность

Результат

  1. Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса
  2. Проектирование образовательного процесса
  3. Реализация образовательного процесса
  4. Взаимоподдержка

модели, концепции, ресурсы

 

образовательные программы

 

мероприятия

психологический комфорт партнеров

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретают наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве процесса и результатах этой деятельности.Родительские собрания необходимо превратить в круглые столы, на которых будут решаться стратегические вопросы. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е. их определенная компетентность, основанная на доверии к учреждению общего среднего образования. Доверие, в свою очередь,  порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

Третий этап – непосредственно взаимодействие. Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.).

Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования является долговременность их отношений, т.е. нацеленность его участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.

Третий признак эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Учреждению общего среднего образования необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно. Именно поэтому так велика роль обратной связи на всех этапах построения взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования.

 

Актуальной задачей деятельности учреждений общего среднего образования является разработка и внедрение модели взаимодействия семьи и школы, основанной на современных подходах. Для этого необходимо решение ряда задач: поиск эффективных форм и методов взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования в процессе воспитания учащихся; педагогизация среды через актуальные формы взаимодействия с семьей и общественностью; создание условий для активного и широкого вовлечения родителей в образовательный процесс; обеспечение системного психолого-педагогического консультирования родителей по вопросам воспитания детей; разработка и реализация дифференцированного подхода в построении взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей с учетом потребностей каждого конкретного ребенка, категории родителей и имеющихся проблем на основе принципов непрерывности и преемственности; обновление содержания воспитательной работы школы по подготовке учащихся к семейной жизни и ответственному родительству; внедрение модели взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования, обеспечивающей эффективное сопровождение процесса становления личности школьников.

Структура такой модели взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования может представлять собой сочетание пяти направлений:

1) диагностика и изучение семьи;

2) просветительская работа, обучение родителей;

3) деятельность родительского актива;

4) включение родителей в воспитательный процесс;

5) подготовка учащихся к семейной жизни.

Подобная модель может быть внедрена на уровне каждого класса. С ее помощью каждый классный руководитель более компетентно осуществляет свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося класса.

 

 

Диагностика и изучение семьи: инструментарий, методика и практика.

                                                                        Нестеренко Т.С., педагог-психолог

                                                                         ГУО «Выдрейская ясли-сад 

                                                                         средняя школа»

 

   Сегодня значительно возросла роль семейного воспитания. Семья не только закладывает основы формирования личности,  но и обеспечивает важнейшие условия её развития.

     Семейное воспитание имеет ряд преимуществ:

1.Основано на авторитете родителей.

2.Оно индивидуализировано.

3.Важная ступень социализации (передают социальный опыт)

    Учёные подтверждают тесную связь между типом формирующейся личности и воспитательным потенциалом семьи. Повышение роли семьи в воспитании в значительной мере зависит от школы, характера её отношений с детьми и их родителями.

Факторы,  определяющие формирование  родительства:

1)    Общество задаёт определённый образец  родительства;

2)    Родительские семьи супругов;

          а) супруга выбирается из аналогичной семьи и имеет  примерно тот же набор проблем;

          б) супруги воспроизводят в своей семье те способы воспитания, которые осуществляли их родители по отношению к их братьям и сестрам или к ним самим.

           в) происходит согласование двух моделей родительства.

     3)конкретные условия жизни семьи;

     4) особенности личности супругов, их ценностно-мотивационной сферы.

Данные положения позволяют определить основные цели работы с родителями:

*личностный рост родителя;

*преодоление негативных семейных традиций;

*психолого-педагогическое просвещение;

*приобретение конкретных навыков продуктивного воспитательного взаимодействия с детьми.

Диагностическая работа с родителями состоит в выявлении характера детско-родительских отношений. (Опросник « Анализ семейных взаимо-отношений»; методика «Незаконченное предложение».

Определение особенностей индивидуальной родительской позиции, харак-тера воспитательного взаимодействия. Тест «Традиции семейного воспита-ния».

В деятельности, направленной на личностный рост родителей, можно предположить решение следующих задач:

*осознание родителями собственных проблем, как основных причин проблем ребенка.

*помощь в решении личных проблем родителей, через их осознание, формирование готовности их решать, предпринимать усилия;

*формирование у родителей представления о том, что они лично несут ответственность за детей.

В качестве наиболее продуктивного направления работы с родителями рас-сматривается  психолого-педагогическое просвещение и обучение родите-лей конкретным навыкам продуктивного воспитания.

*вопросы возрастных изменений психики ребенка, условий способствующих этому развитию.

*обсуждение индивидуальных особенностей ребенка и возможностей их использовать  в процессе воспитательного взаимодействия.

*анализ актуальных проблем ребенка, рассмотрение способов оказания поддержки.

*обучение  родителей конкретным приёмам предупреждения и преодоле-ния  проблем во взаимоотношениях с детьми.(приложение)

 

Навыки, необходимые родителю для продуктивного взаимодействия с детьми:

1)самоконтроль – позволяет подавать пример собственным поведением, а не нотациями;

2)последовательность в своих воспитательных подходах;

3)демонстрация принятия ребенка и его поддержки;

4)навыки заботы о родственниках;

5)навыки заботы о животных, растениях и вещах.

Анкеты, тесты, практические рекомендации помогут учителям в интересной для родителей форме изучить проблемы семьи и, возможно,  найти пути их решения.