ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ

Отдел по образованию
Лиозненского районного
исполнительного комитета

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Горячие новости

09.08.2019
ПВТ предлагает в помощь учителям бесплатный онлайн-курс «Scratch 3.0 для начинающих»

подробнее...

05.08.2019
Увеличены нормы расходов на питание в учреждениях образования

подробнее...

18.06.2019
ИГРОМАНИЯ – ЭТО НЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ, А ОПАСНАЯ БОЛЕЗНЬ

подробнее...

14.06.2019
Об организации деятельности ресурсных центров учреждений образования

подробнее...

Контактная информация

Адрес:
211220 г.п. Лиозно,
пер. Данукалова, 3, Витебская область

Телефон:
8 (02138) 4-29-97

Факс:
8 (02138) 4-29-44

Электронная почта:
roo@liozno.edu.by

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯСЛИ-САД №3 «СОЛНЫШКО» Г.П. ЛИОЗНО»

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ  ВОСПИТАННИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ»

 

 

Сомова Наталья Васильевна

 

2017

1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта«Познавательное развитие воспитанников посредством ТРИЗ технологии»

1.2.Актуальность опыта

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Познавательные интересы оказывают большое влияние на процесс и результат умения. Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков и др. Важно отметить, что в педагогике особую роль познавательного развития детей признавал еще Я.А. Коменский. Как утверждает Я.А.Коменский, знания ребёнка должны быть разнообразными: о природе, о труде, о небесных светилах, об экономике и др. В целом такие педагоги  прошлого, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию. Познавательное развитие, сформированное  в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Наиболее общими показателями познавательного развития ребенка являются:

- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете;

- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;

- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,

- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Содержание учебной программы дошкольного образования ориентировано на разностороннее развитие и саморазвитие личности ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на первую ступень общего среднего образования. [3, с.3]

Направление «Познавательное развитие воспитанника» реализуется в образовательных областях «Ребенок  и общество», «Элементарные математические представления»,   «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство» и направлено на обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности,  как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др. [6, с.7]

В качестве оптимального средства реализации целей и задач учебной программы дошкольного образования выступает ОТСМ–ТРИЗ–РТВ-технология как технологический, чётко алгоритмизированный, ориентированный на положительный результат инструментарий. [3, с.6] 

Технология ТРИЗ является базой для повышения творческого потенциала ребенка и формирования познавательного развития.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обу­чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Новизна опыта педагогической деятельности состоит в комбинации элементов известных методик, направленных на разработку новых средств и правил их применения.

Самостоятельно ребенок  не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Работая с детьми, мною было выявлено противоречие между традиционным подходом к организации обучения воспитанников и необходимостью формирования познавательного развития, творческих способностей.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему развития познавательной деятельности детей, поскольку активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Актуальность выделенной проблемы обозначила выбор темы моей работы: «Познавательное развитие воспитанников посредством ТРИЗ технологии»

Решение данной проблемы определило цель и задачи моей работы.

1.3. Цель: оптимизация образовательного процесса  познавательного развития детей  через самостоятельную и совместную с педагогом деятельность  посредством ТРИЗ технологии.

1.4. Задачи опыта:

  1. Изучить  литературу по данной проблеме.
  2. Отбор оптимальных методов педагогического воздействия на познавательное развитие воспитанников.
  3. Адаптировать методы ТРИЗ технологии с целью формирования познавательно-исследовательских навыков.
  4. Формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов.
  5. Учить самостоятельнодобывать информацию через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры и тренинги.
  6. Развивать умение анализировать новые ситуации, ставить и решать нетиповые проблемы никогда прежде не встречавшиеся.
  7. Воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
  8. Мотивировать  законных представителей воспитанников на участие в образовательном процессе для повышения уровня знаний в познавательном развитии через ТРИЗ-технологии.

1.5. Длительность работы над опытом

Подготовительный этап: январь - сентябрь 2014 года.

Основной (практический) этап:  сентябрь 2014 г. - январь  2016 года

Заключительный этап:  январь –  август  2016 года.

 

2 Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Если  ТРИЗ технологию адаптировать для организации познавательного развития воспитанников, то она может стать эффективным средством активизации познавательного развития.

2.2. Описание сути опыта

Проблема  познавательного развития  дошкольников  одна из самых актуальных на данный момент, поскольку познавательное развитие является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Ребёнок в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения. Это ТРИЗ технология, которая поможет своими нестандартными приёмами сделать «средних» детей творческими личностями, т. е. даже поможет в укреплении их здоровья, поможет нам найти ответ на вопрос, как воспитывать детей. [5, c.183]

Повысив свой квалификационный уровень в ИРО г.Витебска на тематических курсах  по  теме «Система по ТСМ-ТРИЗ-РТВ в современной образовательной модели дошкольников», я вернулась к детям воодушевленная и полная решимости сразу же заняться внедрением этой технологии в педагогический процесс. И, как многие, столкнулась с вопросом, как совместить традиционную систему образования с введением полностью в образовательный процесс технологии ТРИЗ.  Полученная информация еще не успела переработаться и усвоиться, в голове был хаос из незнакомых слов, необычных игр, нестандартных приемов.  Как быть?

Я пошла по пути постепенного внесения изменений в педагогический процесс. Проанализировала, в чем самое основное отличие ТРИЗ-технологии, и что я могу использовать уже сейчас. Постепенно, по мере изучения и глубокого освоения методов и приемов, дополняла свою деятельность играми и упражнениями из арсенала новой для меня системы.Начала включать в образовательный процесс:«Метод маленьких чело­вечков», Метод «Фокальных объектов»;  игры «Да-Нетка»,  «Рифмовочка»; игровые пособия: «Волшебные домики», «Сказочный паровозик времени», «Гусеничка», «Вертолина»и др.(Приложение 1).

Анализируя детские работы, было видно, что знакомые уже детям геометрические фигуры они видят по-разному (квадрат мог стать домом, вагончиком). Кроме того по-разному дети объясняют результаты своей деятельности. Любой ответ считали правильным, принимали и признавали. Дети, даже те, которые раньше были замкнутыми, почувствовали уверенность в себе, желание проявить себя еще где-то. Затем для детей была приготовлена волшебная копилка, в которой они вповседневной деятельности могли найти образцы или чистые листы с половиной изображения. У них стала проявляться творческая смекалка.

Следующим этапом внедрения ОТСМ-ТРИЗ стало знакомство детей с играми «Хорошо-плохо», «Весёлые часики», «Наоборот». (Приложение 2)

Такие игры использовались в работе с детьми,начиная со среднего возраста. В них дети учились находить множество противоположных значений у предметов и явлений. Рассматривая объекты или явления, предусмотренные тематикой занятия, много неожиданных заключений было услышано от детей.

Отправляясь с детьми в «Мир загадок» мы продолжали развивать творческое воображение: предлагалось детям рассмотреть части различных предметов, функции предметов, противоречия, составляли таблицы и придумывали свои неординарные, индивидуальные загадки.

На занятиях по теме «По дороге сказок» дети не только воспроизводили
содержание сказок, но и высказывали свое отношение к их героям, перемешивая и соединяя вместе добрых и злых героев в разных ситуациях.

Основная задача использования ТРИЗ технологии – это привить  ребенку радость творческих открытий.

Для этого необходимо:

  1. Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей.
  2. Иметь специальную Игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Основное требо­вание при выборе игрушки – необычность и оригинальность. Это может быть перчаточная кукла, интересный воздушный шарик и т.д. После подведения итогов дети расстаются с Игрушкой до следующего занятия.
  3. В конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучать детей навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «интервью», «копилка новостей», «доскажи предложение» и другие; обсуждение планов на будущее (вот мы сегодня узнали о …, а в следующий раз узнаем еще и о …); продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ.
  4. С детьми 4-5-летнего возраста и с учетом их психофизиологических особенностей занятия необходимо (желательно) проводить в форме свобод­ного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играл бы направля­ющую и организующую роль. Продолжительность занятия 15-20 мин.
  5. С воспитанниками 5-6 летнего возраста нужно включать в занятия се­рию познавательных упражнений, которые можно использо­вать в повседневном общении с детьми. Кроме того, в каждое основное занятие включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппли­кация) на тему занятия. Продолжительность всего занятия 25-30 мин.

Используя технологию ТРИЗ в образовательном процессе, необходимо было обогатить предметно-развивающую среду основной группой моделей ТРИЗ технологий. (Приложение 3)

Была создана картотека игр: игры на выявление подсистемных связей, игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта, игры на определение линии развития объекта, игры на сравнение систем, игры на умения выделять функции объекта и др.(Приложение 4)

До сих пор помню свое самое первое игровое пособие «Дидактический мяч». (Приложение 5)

Приведу пример использования пособия в разных возрастных группах.

Задания для детей 4-х лет.

- Воспитатель предлагает слово – существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть – радость; белый – чёрный; плакать – смеяться.

Задания для детей 5 лет.

- Детям предлагаются в разброс разные части речи. Их задача назвать антонимическую пару и задать вопрос, на который отвечает данное слово. Пример: добрый - (какой?) злой; работа - (что?) отдых; бежит - (что делает?) стоит. В задания вводятся наречия.

Задания для детей 6 лет.

- Педагог просит детей назвать противоположные по значению части речи. Данное пособие используется при работе с литературным произведением. Например: «Назови героев с противоположными чертами характера».

Необходимым условием успешного внедрения в образовательный процесс ТРИЗ-технологии  является компетентность, информированность законных представителей воспитанников. С этой целью:

- в уголке для родителей оформлена рубрика «Давайте фантазировать», где освещается тематика недели, предлагаются варианты игр с детьми;

- организовываются выставки.

- проводятся консультации, занятия с родителями, на которых они практически знакомятся со спецификой технологии ТРИЗ. (Приложение 6)

2.3. Результативность и эффективность опыта

В результате обучения у детей возникает положительное эмоцио­нальное отношение к занятиям, возрастают познавательное развитиеи интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощен­ными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

Согласно данной технологии, основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед детьми истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.И как сделать, чтобы пребывание детей в детском саду стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Необходимо занять досуг мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами, экспериментами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником.

Нужно создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. А для воспитателя– особое искусство создавать теплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать все новые ценности культуры общения и формирования личности.

Применяя технологию ТРИЗ, я стремлюсь создать условия, направленные на максимальное напряжение сил ребенком. Так как я считаю, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок добирается «до потолка своих возможностей» и постепенно поднимает потолок все выше и выше.

Анализ результативности моего опыта показал следующее:

  1. У детей сформировались  представления  о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
  2. Дети научились учитывать интересы своих партнёров на занятиях, и в игре,  стали больше общаться друг с другом, улучшился эмоциональный фон группы.
  3. Развитие воображения и творческой активности.
  4. Сотрудничество с законными представителями перешло на более качественный, высокий уровень: повысилась информированность родителей о необходимости развивать интерес детей к ТРИЗ-технологии. Родители проявляют любознательность, активность;инициативу и желание участвовать в совместной деятельности с детьми. Принимают участие в организации предметно-развивающей среды в группе.

 

 Заключение

Работа с дошкольниками по технологии ОТСМ-ТРИЗ интересная и
многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по учебной программе дошкольного образования.

После проведенной работы у воспитанников наблюдается высокий уровень сформированности познавательного развития. В итоге дети делают самостоятельный вывод, что все вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти ежедневные открытия раскрепощают детей, не дают развиться психологической инерции.

Как результат проводимых игр и занятий с использованием элементов ТРИЗ-технологии, которые явились основой развивающего обучения, дети в моей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить системно. С пониманием происходящих процессов, появилось проявление творчества, дети стали любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы.

В результате работыповысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах творческого развития детей; возросла активность детей при совместной работе с родителями; создана развивающая среда для развития творческого воображения детей. Теперь они не зрители и наблюдатели,а активные участники в жизни своего ребёнка.

Не останавливаясь на достигнутом, я буду продолжать искать новые пути. Ведь  у меня одна  цель– воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек –таков мир, который он создаёт вокруг себя.

 

Список литературы

  1. Борчик, Л.Ю. На пути к творчеству / Л.Ю. Борчик. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006.
  2. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду / С.И. Гин. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2002.
  3. Жихар, О. П. ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании: планирование и организация образовательного процесса /О. П. Жихар, А. В. Корзун. –  Минск : Зорны Верасок, 2015. – 99 с.
  4. Корзун, А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.В. Корзун. – Минск: Университетское, 2001.
  5. Сидарчук, Т. А. Воображаем, размышляем, творим… : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 201, [3] с.: ил.
  6. Учебная программа  дошкольного образования / –  Минск: Национальный институт образования, 2012.

Приложения

Приложение 1

    Метод маленьких человечков               Игры «Да-Нетка», «Рифмовочка»

 

Игры «Волшебные домики»,«Сказочный паровозик времени», «Гусеничка», «Вертолина»

 

Приложение 2

Игры «Хорошо – плохо»,   «Весёлые часики»  

 Приложение 3

Приложение 4

 

Приложение 5

Игра «Дидактический мяч»

 

Приложение 6


Занятие для родителей: «Творчество во всём!»

Цель:

•      познакомить родителей с методами и приемами ТРИЗ;

• повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий;

•      познакомить родителей с методикой проведения дидактических игр;

•    воспитывать желание помогать своему ребенку, умение находить с ним контакт;

•      посоветовать родителям, использовать игры технологии ТРИЗ дома.

Оборудование: Мультимедийная презентация, домик, предметные иллюстрации для игр.

Ход занятия:

Воспитатель: - Добрый вечер, уважаемые родители!Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по учебной программе дошкольного образования, дополняет её с получением большей эффективности в результатах. Итак, начинаем! Сегодня мы посетим чудесную, интересную страну.

Я попрошу взяться всем за руки и закрыть глаза.

(Родители смотрят мультимедийную презентацию о том, что такое ТРИЗ, о методах и технологиях ТРИЗ).

Воспитатель: - Ну, вот мы с вами и познакомились с волшебной страной, называется она как?

Родители: - ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Воспитатель: - Правильно! Молодцы! Наши дети знакомятся с ней в детском саду и в повседневной деятельности, в режимных моментах, в дидактических играх, мы знакомимся с ТРИЗом в детском саду, но чтобы работа была не напрасной, знания детей нужно закреплять и дома. Сегодня мы с вами и собрались для того, чтобы научиться, это делать. Так как мы работаем по познавательному развитию детей, игры, предложенные вам сегодня, будут направлены на развитие познавательных способностей дошкольников. Я предлагаю оправиться вам в мир детства и почувствовать себя детьми, а я буду вашим воспитателем. Готовы? Тогда начнем.

Крепко за руки возьмитесь, в мире детства очутитесь!

Итак, сейчас я предлагаю вам развивающую задачку сказку, под названием «Дубы для царя». Из сборника «Задачки-сказки от кота Всезнайки». Воспитатель читает задачу

Однажды поехал царь посмотреть на свое царство. Проезжает через лес, видит – стоит на поляне двадцать дубов, один другого краше. Обомлел царь от удивленья. А потом и говорит слугам: «Хочу, чтобы эти дубы у моего дворца росли». Да разве столетние дубы пересадишь? Но приказ есть приказ. Дни и ночи думали царские мастеровые, а толку никакого. Как веленье царя исполнить? Дались ему эти дубы.

Подсказка: дубы переносить затруднительно. Но уж если царь приказал, чтобы у царского дворца дубы росли – придется выполнить. Как?

Кот Всезнайка: - Может, посадить маленькие дубки, а царь подождет лет сто?

Ответ: Один мастеровой посоветовал не дубы пересадить, а на поляне дворец построить. Так и сделали. Царь остался доволен. И дубы при дворце, и дворец при царе.

Кот Всезнайка: - А можно сделать большие искусственные дубы, точь-в-точь как настоящие.

Задачки-сказки от кота Всезнайки. (Подборка сказочных задач из новой книги Анатолия Гина. Эта книга-сборник изобретательских задач для маленьких детей).

Воспитатель:- Задачки развивают свойства сильного мышления: внимание, умение видеть скрытую информацию, умение выделить главное, воображение.

(Родители решают задачку, предлагают свои варианты ответов).

Воспитатель: - Мне хотелось бы, чтобы вы попробовали себя в игре «Теремок». Сейчас по считалочке мы выберем ведущего.

Ведущий садиться в теремок. Всем раздаются карточки с предметными картинками, например картинки с изображением мебели, цветов, деревьев, фруктов.

Каждый участник подходит к теремку и стучится: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?» Ведущий пропускает в теремок, только в том случае, если приходящий скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ну что, попробуем!

Родители играют в игру.

Воспитатель: - И, последняя игра, в которую мы с вами поиграем: «Да-Нетка».

Одному из родителей надевается маска, с изображением кого, сам участник не знает. Для того чтобы узнать, кто он или что – он должен задавать вопросы четко, конкретно. Например, это живое? Это сделано руками человека? Это дикое животное? Остальные участники отвечают только да или нет. Итак, начинаем. Выбираем игрока.

Родители играют в игру.

В эту игру можно играть, используя шкатулку, в которую кладется какой либо предмет. Принцип тот же.

Воспитатель: - Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть вдвоем с ребенком. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Сегодня мы с вами побывали в удивительной стране, которая называется ТРИЗ, закройте, пожалуйста, все глаза и повторим слова: Крепко за руки возьмитесь, в мире взрослых очутитесь!

Воспитатель: - Вот мы с вами снова взрослые. Надеюсь, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях,  уважаемые родители!

В завершении мне бы хотелось узнать, понравилось ли вам наше занятие? Если да, то поднимите восклицательный знак, а если нет - вопросительный. Спасибо за внимание, я готова ответить на любые ваши вопросы.