ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отдел по образованию
Лиозненского районного
исполнительного комитета

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Горячие новости

09.08.2019
ПВТ предлагает в помощь учителям бесплатный онлайн-курс «Scratch 3.0 для начинающих»

подробнее...

05.08.2019
Увеличены нормы расходов на питание в учреждениях образования

подробнее...

18.06.2019
ИГРОМАНИЯ – ЭТО НЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ, А ОПАСНАЯ БОЛЕЗНЬ

подробнее...

14.06.2019
Об организации деятельности ресурсных центров учреждений образования

подробнее...

Контактная информация

Адрес:
211220 г.п. Лиозно,
пер. Данукалова, 3, Витебская область

Телефон:
8 (02138) 4-29-97

Факс:
8 (02138) 4-29-44

Электронная почта:
roo@liozno.edu.by

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

Государственное учреждение образования

«Ясли-сад № 2 «Пралеска» г. п. Лиозно»

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

                                                                          Романькова Елена Евгеньевна,

 

1. Информационный блок

1.1. Название темы опыта «Детский дизайн в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста»

1.  2. Актуальность опыта

Известный французский скульптор Франсуа́ Огю́ст Рене́ Роде́н писал:  «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде».

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.

Творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Одним из важных условий развития творчества является организация интересной, содержательной жизни ребёнка в учреждении дошкольного образования, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуально опыта, который послужит основой возникновения замыслов. Я уверена, что чем раньше ребенок будет вовлечен в творческую деятельность, тем более высоких результатов можно добиться в его общем художественном развитии.

Актуальность проблемы определяю тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Такой деятельностью, на мой взгляд, и является детский дизайн.

Для развития художественного творчества детям необходимо приобрести определенные представления, овладеть навыками и умениями, освоить способы творческой деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта. Именно поэтому существенную роль в своей работе я отвела организации с детьми старшего дошкольного возраста  дизайнерской деятельности.

1.3. Цель работы: развитие творчества детей старшего дошкольного возраста средствами дизайн - деятельности.

1.4. Задачи:

  • Развить у детей интерес к дизайн - искусству и процессу создания художественных композиций, повысить творческую активность, инициативность и художественную самостоятельность;
  • Расширить диапазон представлений, умений, способов творческой дизайн - деятельности;
  • Развивать творческое воображение детей в процессе занятий детским дизайном;
  • Создать соответствующие условия для творческого становления детей в различных видах художественной  деятельности.

1.5. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы над опытом составила 1 год с 2015 по 2016. За этот период работа прошла следующие этапы:

Подготовительный этап

-   Изучение учебной программы дошкольного образования; образовательных   стандартов    дошкольного   образования;      методической  литературы по данному вопросу;

- Создание условий в группе для организации работы по дизайн - деятельности.

Основной этап

Разработка перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста по дизайн - деятельности;

- Последовательное знакомство детей с разными направлениями дизайнерской деятельности;

- Поэтапное освоение детьми практических умений, способов творческой дизайн – деятельности.

Заключительный этап

-  Анализ результатов работы над опытом;

- Определение перспективы дальнейшего совершенствования опыта в своей профессиональной практике.

 

2. Описание технологии опыта

 

2.1. Ведущая идея опыта: развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через организацию дизайн - деятельность.

2.2. Описание сути опыта

Дизайнерская деятельность – это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепку, аппликацию, конструирование, художественный труд.

Я считаю, что элементарные поделки ребёнка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных поделках он планирует определенный результат, но результат невозможен без развития художественно-эстетических способностей детей, знаний окружающего мира, детского экспериментирования. Поэтому в своей работе я всячески стараюсь расширять и обогащать знания детей об окружающем. Чтобы эффективнее приобщать детей к дизайну, я организую разнообразные экскурсии, посещение музея, дома ремесел,  выставок и др. Это самые первые и потому самые яркие, запоминающиеся на всю жизнь уроки эстетики для ребёнка. А в дизайн-творчестве важен запас эмоциональных впечатлений ребёнка, его художественная память.

На прогулках, экскурсиях мы любуемся пейзажами, явлениями природы, собираем вместе природный материал (листья, цветы, шишки, каштаны и т.д.). 

Для формирования представлений об архитектуре, прикладном искусстве живописцев и скульпторов, обогащения впечатлений и знаний провожу экскурсии по родному посёлку и учреждению дошкольного образования, в ходе которых дети знакомятся с «зонированием» детских помещений, площадок и т.д.

На экскурсиях и при посещении музея рассматриваем образцы старинной и современной архитектуры, знакомимся с разнообразием фасадов и украшений (окон, крылец, фронтонов, крыш), с фактурой строительных материалов (камень, кирпич, дерево, черепица, железо, стекло и т. п.), обращаю внимание детей на своеобразие оформления витрин и рекламы, интерьеров, на внешний облик людей, их гардероб.

Большое внимание уделяю работе по освоению детьми сенсорных эталонов (форма, цвет, величина, пропорции), так как считаю, что чем шире дети осваивают в дошкольном возрасте сенсорные эталоны, тем успешнее становится их экспериментирование в художественном творчестве, быстрее формируется стремление к самостоятельному творчеству, оценочное отношение к окружающему миру. С целью усвоения терминов и понятий организую игры художественного содержания  «Юный дизайнер», «Укрась костюм», «Придумай интерьер», «Замени предметы», «Веселый цвет», «Художественный салон», «Архитекторы и строители», «Магазин мебели» и др.

Для успешной работы с детьми в группе созданы благоприятные условия для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах творческой деятельности. В уголке изобразительного творчества сосредоточен весь необходимый материал для организации детского дизайна: различные виды бумаги и картона, природный материал (семечки, косточки, солома и т. д., различный бросовый материал (упаковочный картон, пуговицы, бусины, проволока, ткань и другие материалы).

Занятия детским дизайном с детьми дошкольного возраста ориентированы как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду для ребёнка (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера).

Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста, я знакомлю их  с разными направлениями дизайнерской деятельности:

-  со способами плоскостного и объёмно-пространственного оформления: моделирование, макетирование (фасоны и декор одежды, изготовление аксессуаров);

- созданием композиций к праздникам, развлечениям (панно, коллажи, фризы), архитектурных проектов (по дизайну своего посёлка, по сказкам);

- умением использовать современное оборудование (лекала, трафареты  и т. п.) и разные материалы (естественные – камень, песок, листья, глина,  ткань и др., и искусственные – различная упаковка, бижутерия, плёнка и др.).

Чтобы привить любовь детей дошкольного возраста к художественной деятельности, вызвать интерес к детскому дизайну, широко использую в своей работе различные по фактуре материалы и нетрадиционную передачу выразительности образа. Это доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

         Введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов и формировать навыки и умения при работе с ними, что в дальнейшем позволит  детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал. С этой целью, предлагаю детям экспериментирование со следующими материалами:

  1. с бумагой и картоном: окрашиваниебумаги разными способами, штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги, салфеток, картона.
  2. с природными материалами: аппликация из растений,  ваты, семечек, косточек, сыпучих материалов (крупа, опилки, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, желудей, каштанов и другого природного материала.
  3. с бросовым материалом: создание объемных поделок из пластиковых бутылок, крышек, пробок, футляров от шоколадных яиц, баночек от йогуртов, пуговиц, бусинок, проволоки, палочек от мороженого, фантиков от конфет, лоскутков ткани, ниток и многого другого.

В процессе обучения знакомлю детей с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов  и нетрадиционных техник:  изонить, квиллинг, папье-маше, оригами, пэчворк, скрапбукинг, граттаж,  декупаж,   торцевание, тестопластика, конструирование  и другими (Приложения 1, 2).

Знакомство детей с новыми техниками дизайнерской деятельности провожу постепенно. Вначале демонстрирую новую технику (с новым материалом), мотивирую ребенка на освоение нового способа. Далее предлагаю самостоятельное или совместное со мной экспериментирование с новым материалом, новым способом. В дальнейшем проводится апробирование и использование новых способов дизайна ребенком в самостоятельной или совместной со сверстниками, а затем и в свободной деятельности.

В основу педагогического руководства процессом изобразительной деятельности ставлю личностно-ориентированный подход  к каждому ребёнку, использование методов и приёмов развивающего обучения, взаимосвязь обучения и творчества, интеграцию видов изобразительной деятельности с учётом специфики каждого вида. Чтобы каждое занятие увлекало, удивляло новизной и неожиданным решением, строю их с использованием игровых технологий.

Я стремлюсь к созданию в начале занятия положительного эмоционального настроя на работу, стараюсь, чтобы начало занятия было необычным. Например, использую сюрпризные моменты, когда к детям приходят известные и любимые герои, дети знакомятся с жизнью и творчеством художников, скульпторов, осуществляю показ новых способов преобразования, стараюсь придумывать необычные задания, игровые ситуации и др.На занятиях использую синтез разных видов искусств: рассматривание картин, предметов декоративного творчества и дизайн-деятельности, поэзию и музыку. Показываю детям оригинальные образцы, слайды и репродукции.

Наблюдая за тем, как растёт интерес у детей к дизайнерской деятельности, я планирую доступные проблемные ситуации с целью стимулирования творческого поиска.  Например, предлагаю ограниченный набор красок и для достижения хорошего результата ребёнок должен смешивать их для получения оттенков. Или, например, в кукольном уголке ожидаются гости. Интересуюсь у детей, из чего мы можем изготовить ковёр. Дети предлагают свои варианты – лоскутки, фантики, листочки, изонить и др. Или предлагаю детям увеличить ассортимент продуктов в магазине, выясняю, что для этого будет необходимо (солёное тесто, бумажная масса и др.).Старюсь всегда поддержать поисковую активность ребёнка: «а можно ещё и так…», «а как можно по-другому…», «а если сделать вот так…» и т. п.

Одним из существенных условий творческой активности детей считаю мотивацию задания. Ребёнок должен понимать, зачем, для чего или для кого он выполняет работу. Например, подарок для мамы, султанчики для занятий физкультурой, игрушки для театра и т.п.

Образовательный процесс построен таким образом, что дети самостоятельно могут выбирать разные художественные материалы и инструменты. Я только рекомендую как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Зная свойства различных материалов, дети удачно сочетают их в работе. Свободно владея разными способами изображения, дети могут выбирать те из них, которые в большей степени подходят для передачи выразительного образа, красивой композиции.В своих наблюдениях я заметила, что дети получают удовлетворение от самого процесса творческого поиска, они испытывают радость первопроходцев и не пугаются ошибок на пути к достижению цели. Ребятам нравится экспериментировать с художественным и бросовым материалами, они могут перестраивать свою деятельность в зависимости от получаемого результата. И свою роль, как педагога, я вижу в том, чтобы помочь и подсказать в случае затруднения, но ни в коем случае не «надавить» и не вмешаться в самотворчество ребёнка, ведь детское творчество настолько непосредственно, что выполняя задания, они способны находить очень необычные и нестандартные решения. А я стараюсь, чтобы занятие было в удовольствие, без принуждения, и дети смогли закончить работу, не потеряв желания.

Я включаюсь в деятельность наравне с детьми, совместно анализируем, не мешаю детям обсуждать свои замыслы, обмениваться мнениями, задавать вопросы, помогать друг другу, т.е. не сдерживаю их активности и инициативы. Формирую у детей умение объяснять, рассуждать, сравнивать, давать полные ответы.

При организации дизайнерской деятельности я практикую свободное размещение детей за общим столом, их общение между собой по ходу работы, перемещение по мере необходимости, отдавая себе отчёт в том, что непременным условием организации занятий в учреждении дошкольного образования должна быть атмосфера творчества. Работу организовываю так, чтобы не только дать детям навыки, но и раскрыть потенциальные творческие возможности каждого ребёнка, научить испытывать чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы. Учитывая, что дети могут работать в разном темпе, не требую, чтобы закончили работу именно сегодня, договариваюсь, что можно отложить на завтра, но обязательно довести начатое до конца.

Готовые работы в конце занятия анализируем. Предлагаю детям примерные вопросы: «Какая работа вам нравится больше всего? Почему?», «У кого птица самая веселая, сказочная, изящная … ?», «Какая работа вас удивила?», «Что бы вам хотелось добавить или исправить в работе?»,  «Что нового узнали сегодня на занятии?» и др.  Коллективное обсуждение или самоанализ позволяет сравнивать работы, находить достоинства и недостатки, адекватно реагировать на замечания, находить пути исправления ошибок.

Опыт работы показывает, что вовлечение в творческую дизайн - деятельность  помогает каждому ребенку, независимо от уровня его развития, раскрыть свой творческий потенциал и проявить себя. Разнообразие материала рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в играх. А так же позволяют ребенку почувствовать уверенность в себе, в своих силах, что способствует повышению самооценки.

 

2.3. Результативность и эффективность опыта

Критерии оценки опыта:

  • сформированность творческой направленности у детей: наличие интереса к творческой дизайн - деятельности, процессу создания художественных композиций; проявление желания нестандартно подходить к решению поставленной задачи;
  • сформированность представлений о дизайн - искусстве, владение практическими умениями, способами творческой дизайн - деятельности;
  • применение навыков дизайнерской деятельности в самостоятельной творческой деятельности.

         Подводя итоги работы, направленной на развитие творчества  детей старшего дошкольного возраста  средствами дизайн - деятельности, можно отметить позитивные результаты:

- созданы благоприятные условия для творческого становления детей в различных видах художественной  деятельности;

- воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес дизайн - искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность;

- дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата;

- воспитанники приобрели ценный опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли; у них появилось положительное отношение к заданиям творческого характера.

- в сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию;

- художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении декоративные композиции, макеты, из разных материалов, атрибуты для игр, спектаклей и праздников, благоустраивать интерьер, используют элементы декора в свободной деятельности. 

 

 

 

3. Заключение

Рисование карандашами и красками,  аппликация и конструирование из разных материалов являются доступными средствами приобщения ребёнка к художественной деятельности. Естественно, не все станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это является основной задачей и содержанием дизайн – деятельности.

Организация дизайнерской деятельности в учреждении дошкольного образования делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

В дальнейшем я планирую продолжить работу  с детьми в данном направлении и найти пути взаимодействия с воспитателями других учреждений дошкольного образования, работающих по дизайн-деятельности, с целью обмена опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1. Тематическое планирование занятий по детскому дизайну в старшей группе.

Приложение 2. Краткая характеристика основных нетрадиционных техник, используемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста по детскому дизайну.

                                                                                                         Приложение 1

Тематическое планирование занятий по детскому дизайну

в старшей группе

Тема занятия

Техника/

материал

Программные задачи

Оборудование

Сентябрь

Стакан-чик для карандашей

Бросовый материал

 

 

 

Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами, использовать в работе бросовый материал. Формировать умение делать поделку, используя последовательность действий, предложенную воспитателем. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Стаканчики из-под сметаны или йогуртов, клей ПВА, полоски цветной бумаги

Белорус-ские сувени-ры

Природный материал

Дать детям представления о функции предметов (сувениров), их назначении, материалах, роли художников-дизайнеров в их создании. Стимулировать к поиску нескольких вариантов решения задачи. Развивать творческое воображение, чувство композиции. Воспитывать  эстетический вкус.

Декоративные пластины, коробочки льна, горох, семена ясеня, листья

Октябрь

Корзина с цвета-ми в подарок маме»

Торцевание

Углублять интерес к детскому дизайну. Формировать умение создавать объёмную корзинку из кусочков смятой салфетки, изготавливать и наклеивать объёмные цветы. Развивать композиционные навыки, творческое воображение. Воспитывать художественный вкус.

Цветной картон с изображением корзинки, цветные салфетки, цветная бумага, клей

Осен-ний пейзаж

Природный и сыпучий материал

Знакомить с новыми технологиями создания своими руками различных изделий (панно). Продолжать знакомить с пейзажами, формировать умение красиво располагать изображение. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать  эстетический вкус.

Клей ПВА, семечки тыквы, подсолнуха, крупа (гречка, манка, кукурузная), шелуха арахиса, скорлупа фисташек.

Ноябрь

Шляп-ный салон

Декор одежды

Познакомить с разновидностями головных уборов, их функциональным назначением. Формировать умение пользоваться трафаретом, вырезать по контуру. Стимулировать детей к созданию красивых вещей. Развивать творческое воображение в процессе занятий дизайном. Воспитывать  эстетический вкус.

Трафареты шляп, ножницы, клей, пластилин, бусины, пайетки, пуговицы, фантики, нитки.

Юные кондите-ры

Тестопла-стика

Содействовать повышению интереса к дизайну в различных проявлениях. Формировать умение вручную скульптурным способом или вырезая формочкой создавать кондитерские изделия. Развивать умение декорировать свои работы.  Воспитывать интерес к занятиям детским дизайном.

Солёное тесто (или бумажная масса), формочки, досточки, стеки.

Декабрь

Сказоч-ная птица

Печать листьями

Углублять интерес к детскому дизайну. Совершенствовать умение «печатать» с помощью листьев, изображая образ сказочной птицы. Формировать умение создавать целостные образы путем экспериментирования с различными художественными материалами. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать художественный вкус.

Бросовый материал, листья деревьев, гуашевые краски, восковые мелки, лист бумаги.

Зимний город

Вата и бумага

Познакомить с техникой выполнения поделок из ваты и бумаги. Развивать восприятие объемных форм. Стимулировать к поиску решения любой задачи. Формировать умение располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать  эстетический вкус.

Цветной картон, цветная бумага, ватные диски, пенопласт, ножницы, клей

Январь

Чудес-ные снежин-ки

Квиллинг

Содействовать возможности свободно экспериментировать с различными техниками, материалами. Формировать умение видоизменять и комбинировать отдельные детали, придумывать и изготавливать из подручного материала снежинки.  Развивать творческое воображение. Воспитывать художественный вкус.

Фантики от конфет, ватные палочки, пуго-вицы, палочки от мороженого, полоски бумаги, клей, пластилин, ножницы.

Замок Снежной Короле-вы (коллективная)

Граттаж

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой  – граттаж. Формировать умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.

Развивать мелкую моторику руки, композиционные навыки. Воспитывать эстетический вкус.

Соль, пенопласт, свеча, восковые мелки, краски, ножницы, клей, лист бумаги

Февраль

Пасса-жирский поезд

Пэчворк

Закреплять знания о видах наземного транспорта, промышленном дизайне. Формировать умение создавать изображение, используя различные материалы. Развивать умение размещать изображение на листе, сообща достигать цели. Воспитывать интерес к занятиям детским дизайном.

Ткань, пуговицы, тесто, картон, ножницы, шаблон, клей, простой карандаш.

Открыт-ка в подарок

Мозаика сыпучими материалами

Познакомить детей с этикетом поздравлений. Стимулировать желание применять и комбинировать в процессе занятий дизайном знания и умения, накопленные в рисовании, аппликации, конструировании. Развивать творческое воображение. Воспитывать художественный вкус.

Картон сложенный в форме открытки, цветная бумага для обрывания, рупа, клей.

Март

Бусы в подарок маме

Квиллинг

Расширять знания о роли дизайнеров украшений. Способствовать желанию создавать изделие для подарка маме. Формировать умение подбирать цветовую гамму, развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать эстетический вкус.

Полоски бумаги от глянцевых журналов или календарей, кисточка, клей.

Ковёр - самолёт

Изонить, пэчворк

Формировать творческое воображение, желание создавать сказочные атрибуты в роли дизайнеров интерьера. Развивать художественный вкус, творческий потенциал. Воспитывать интерес к занятиям детским дизайном.

Картон, вязальные нитки, разных цветов, фантики от конфет.

Апрель

Фото-рамка «Звезд-ное небо»

Скапбу-кинг

Продолжать формировать умение создавать полезные вещи своими руками. Закреплять навыки силуэтного вырезывания, умение украшать композицию с использованием различных материа-лов.   Развивать композиционные навыки. Воспитывать самостоя-тельность, желание доводить начатое дело до конца.

Картон с окошком, фольга, цветная бумага, шаблоны звёзд, ракет, планет, ножницы, клей.

Улица

Декупаж, квиллинг

Углублять представления детей об основных частях здания. Развивать умение создавать несложные коллективные композиции улицы посёлка.  Стимулировать желание делать разные украшения. Развивать композиционные навыки, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослым. Воспитывать эстетический вкус.

Коробки раз-ной величины, салфетки, тон-кая бумага (для декупажа), листы журна-лов, цветная бумага, ножни-цы, клей.

Май

Цвету-щие деревья

(коллективная)

Изонить

Обогащать знания детей об изготовлении панно. Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Закреплять представления о строении лиственных деревьев, криволинейном вырезывании. Продолжать знакомить с техникой изонить, для изготовления цветок. Развивать творческие проявления детей, художественно-образное мышление.

Цветной картон или ткань для стволов деревьев, вязальные нитки, бусины, пайетки, ножницы, клей.

Цыпля-та на лужайке

Бросовый материал

Обогащать представления детей о разнообразии предметов рукотворного мира (игрушки) и роли художников-дизайнеров в их создании. Развивать мелкую моторику, умение использовать разнообразные изобразительные и бросовые материалы для создания игрушки-цыпленка. Развивать художественный вкус, творческий потенциал. Воспитывать интерес к занятиям детским дизайном.

Футляры от шоколадных яиц, пластилин, бусины, цветная бумага.

 

                                                                                                           Приложение 2

Краткая характеристика основных нетрадиционных техник, используемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста по детскому дизайну

Граттаж - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона. 

 

Декупаж - техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.

 

Изонить -  графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные и другие.

 

Квиллинг  - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т. д. 

 

Коллаж  - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

 

Орига́ми - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

 

Скрапбукинг – это искусство по изготовлению и оформлению фотоальбомов, рамок для фотографий и картин, буклетов, открыток, подарочных упаковок. Искусство скрапбукинг имеет несколько различных направлений и техник – дистрессинг (состаривание страниц альбомов), штампинг (создание оригинальных эффектов при помощи чернил, штампов и аппликаторов), эмбоссинг (создание выпуклых картин) и другие стили, используемые для оформления альбомов, картин.

 

Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов  художественного конструирования.Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен. Изделия можно сушить как в духовке, так и просто на воздухе. Если покрыть лаком, то поделки прослужат долгое время.

 

Папье́-маше́ - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси  волокнистых материалов (бумаги, картона), с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т.д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. 

 

Пэчворк (лоскутное шитьё) -  вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне.

 

Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Главный инструмент торцевания – длинная тонкая палочка с тупым концом. На роль такого инструмента вполне может подойти карандаш, корпус от шариковой ручки или любая другая подходящая палочка.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Учебная программа дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь.- Минск: НИО; Аверсэв, 2013.- 416с.
  2. Образовательные стандарты дошкольное образование // Зборнік нарматыўных дакументаў. – 2013. – №3.
  3. Горбатова, Е.В. Художественное развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.В. Горбатова. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 72с.
  4. Гаруновіч, Л.Б. Дэкаратыỳная дзейнасць дашкольнікаỳ / Л.Б. Гаруновіч. – Мінск: Народная асвета, 1993.
  5. Гаруновіч, Л.Б. Дэкаратыỳная дзейнасць дашкольнікаỳ / Л.Б. Гаруновіч. – Мінск: Народная асвета, 1993.
  6. Гаруновіч, Л.Б. Авалодай майстэрствам аплікацыі / Л.Б. Гаруновіч, Т.М. Марданава. – Мінск: Народная асвета, 1993.
  7. Куксова, Н.А. Я рисую солнышко: обучаем и развиваем малышей: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Н.А. Куксова. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 136с.
  8. Саýчанка, Л.Ф. Развіцце дзіцячай дзейнасці ý выяýленчым мастацтве: метадычныя рэкамендацыі / Л.Ф. Саýчанка. – Віцебск, 1993.
  9. Сілівон, В.А. Навучанне дашкольнікаỳ дэкаратыỳнай творчасці: кн. для выхавацеляỳдзіцячых садоỳ. – МН.: - нар. Асвета, 1989. -111с.