New

Отдел по образованию
Лиозненского районного
исполнительного комитета

Name of educational institution
РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Menu

Main page
Skip Navigation Links

Hot news

18.06.2019
ИГРОМАНИЯ – ЭТО НЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ, А ОПАСНАЯ БОЛЕЗНЬ

подробнее...

17.06.2019
14-15 июня состоялся районный туристический слет среди команд работающей молодежи Лиозненского района.

подробнее...

14.06.2019
Об организации деятельности ресурсных центров учреждений образования

подробнее...

18.12.2018
Талисманом II Европейских игр 2019 года стал лисенок Лесик

подробнее...

Contact Information

Address:
Phone:
E-mail:

 

statistics of visits

Яндекс.Метрика

Формы работы с учащимися по учебным предметам в шестой школьный день.

         Традиционные формы организации деятельности учащихся в шестой школьный день сегодня широко используются учреждениями образования. Это поддерживающие занятия для учащихся, испытывающих временные затруднения в изучении учебного предмета; стимулирующие занятия по подготовке учащихся к участию в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах; факультативные занятия для учащихся IX-XI классов, направленные на расширение и углубление предметных знаний, по допрофильной подготовке учащихся IX классов; кружки и экскурсии предметной направленности. Одна из наиболее эффективных форм дополнительных занятий с учащимися в шестой школьный день – кружок по учебному предмету. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Организуя его работу, следует заинтересовать учащихся, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы. Тематика кружков неодинакова для разных возрастных групп учащихся, она определяется учителем с учетом пожеланий ребят. К организации работы кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений по конкретной теме, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков к данному занятию и т. д.). На занятиях кружка учитель должен создать атмосферу свободного общения и активной дискуссии. Учащиеся VII—IX классов в кружках могут изучать свойства веществ и их получение, конструировать простейшие физические приборы, создавать химические модели, проводить химические и физические опыты и эксперименты, наблюдения за природными объектами и др. В X—XI классах учащимся интересно заниматься темами неорганического синтеза, аналитической химии, экономической географии, решением нестандартных математических, физических, географических задач, проектно-исследовательской деятельностью и др. Целесообразно организовывать кружковые занятия, тематика которых позволяет реализовать межпредметные связи. Наряду с уроками учебная работа в школе в шестой школьный день может проводиться в форме экскурсий. Экскурсия - это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире; непосредственно воспринимать и изучать жизненные явления и процессы. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. В поле, лесу, на реке школьники находятся в мире природы, учатся понимать ее красоту, а потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах, поделках. Экскурсии в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся. При организации работы в шестой школьный день с часто болеющими учащимися или испытывающими трудности в изучении учебного предмета (поддерживающие занятия) необходимо обратить внимание на следующие аспекты: -занятия целесообразно проводить с небольшими группами учащихся (по 3-4 человека в каждой); эти группы должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения их обучаемости; - занятия должны быть максимально индивидуализированы, для чего необходимо разработать индивидуальную траекторию развития каждого учащегося с учетом анализа результатов учебной деятельности по предмету и типичных ошибок, допускаемых учеником в работах по той или иной теме; - занятия целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану. Параллельно с традиционными формами работы с учащимися в шестой школьный день необходимо использовать новые формы: диспуты, дидактические игры, конкурсы предметной направленности, интеллектуальные турниры, КВН, тренинги, праздники, фестивали и т.п.

     В шестой школьный день целесообразно организовать совместную работу учащихся по подготовке учебных проектов, экспозиции фотовыставки, выставок предметной направленности (например, изготовленного учащимися оборудования для химического кабинета, простейших приборов для уроков физики и др.), очередного выпуска стенной газеты, школьных научно- популярных журналов, сборников ученических статей, мультимедийных презентаций к учебным занятиям, обеспечить работу клуба «Я могу помочь», в котором учащиеся-волонтѐры из числа старшеклассников проводят учебные занятия с теми, кто желает улучшить свои результаты по отдельным учебным предметам. В шестой школьный день рекомендуется также проведение итоговых мероприятий предметных недель, предметных дней (химии, математики и т.п.), школьных научно-практических конференций, открытых заседаний школьных научных обществ, учебных исследований и экспериментов, предметных олимпиад и вечеров, ученических спектаклей. Особое внимание следует обратить на возможности использования в субботу разнообразных игр. Игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающейся деятельности, форма освоения социального опыта. Игровой подход (имитационное моделирование) включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик готовится к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений, «проживая» эти ситуации и способы их решения в учебном процессе. Учащиеся учатся осуществлять и аргументировать выбор оптимального пути при наличии альтернативы, предусматривать последствия своего выбора, корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов, намечать цели и задачи (ведущие и промежуточные), объективно оценивать свою деятельность и ее результат. Игровой подход в обучении предполагает: * Создание в учебном пространстве модели реальной ситуации, в которой должны быть представлены все существенные признаки реальности. * Определение ролей или позиций, взаимодействие которых воссоздаѐт в учебном пространстве различные стороны (аспекты) моделируемой кризисной ситуации. * Создание положительного эмоционального климата, мотива. * Организацию активной деятельности учащихся по освоению ролей и позиций. * Осуществление учащимися рефлексии своей деятельности. Ролевая игра предусматривает исполнение еѐ участниками определѐнных ролей. Например, ассистентов, консультантов, оценщиков, учѐтчиков, организаторов и т.д. Деловая игра основывается на условном воспроизведении, имитации, моделировании реальной действительности, которую осваивают участники игры. Деловая игра - это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Соревновательные игры основаны на принципе соревнования в организации игрового обучения. Школьная практика свидетельствует и о продуктивности применения в шестой школьный день диспутов. Как известно, диспут - это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут существовать принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой диспута (при этом важно подчеркнуть актуальность выбираемой темы). Главная ценность этой формы - формирование диалектического мышления школьников. В ходе диспута учитель вовлекает учащихся в непринужденный, живой разговор, избегая тем самым формального похода к обучению; учит детей высказывать свое мнение и обосновывать его; приучает к диалогу, т.е. обучает вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы. Для организации диспута создаются команды, придерживающиеся различных точек зрения, которые готовят доклад (выступление) в защиту своего мнения. После выступления команды, на которое отводится строго определенное время, команда-оппонент задает вопросы по его содержанию. Задача оппонента состоит в критическом анализе доводов команды-докладчика. На вопросы оппонентов может отвечать любой член команды-докладчика. Важным является оценка педагогом или группой судей работы команд по следующим критериям: содержание информации, доступность изложения, качество презентации, аргументированность и точность ответов на вопросы. Школьные выставки – коллективная форма работы в шестой школьный день, позволяющая привлечь к ее проведению большое количество учащихся и их родителей. Обычно на выставке освещается широкий круг вопросов, что позволяет ее организаторам и экскурсантам узнать немало нового и интересного, повторить пройденный материал, систематизировать знания и применить их в нестандартной ситуации. Выставки могут быть посвящены отдельным предметам и охватывать ряд учебных дисциплин. Например, «Физика у нас дома», «Математика в искусстве», «Твоя будущая профессия», «История моего города», «История моей страны в открытках».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день

 

Одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений образования, является организационно-содержательное наполнение шестого школьного дня. С учетом современных тенденций возникла необходимость более эффективной организации работы в этот день недели учителей-предметников с учащимися и их родителями (законными представителями), а также организации взаимодействия учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Вопросы планирования шестого школьного дня находятся в компетенции учреждения образования. Администрация школы совместно с учителями-предметниками, классными руководителями, представителями социально-психологической службы разрабатывает план работы, в котором должны быть отражены различные формы работы с учащимися и родителями (законными представителями) в шестой школьный день.

1. Мероприятия с учащимися в шестой школьный день по учебным предметам должны быть направлены на решение следующих задач:

– повышение интереса к учебному предмету;

– расширение и углубление знаний по учебному предмету;

– развитие интеллектуальных и творческих способностей;

– развитие умений применять знания по учебному предмету на практике.

Формы организации работы с учащимися в шестой школьный день:

– факультативные занятия в IX-XI классах, направленные на расширение и углубление знаний по учебным предметам;

– факультативные занятия по допрофильной подготовке учащихся IX классов;

– занятия по подготовке учащихся к участию в конкурсах исследовательских работ (далее – научно-практические конференции), олимпиадах по учебным предметам, иных интеллектуальных мероприятиях;

– стимулирующие занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся;

– поддерживающие занятия для учащихся, испытывающих временные затруднения в изучении учебного предмета;

– объединения по интересам по естественно-математическому, общественно-гуманитарному, эколого-биологическому и иным профилям;

–экскурсии предметной направленности.

Кроме того, в шестой школьный день рекомендуется использовать такие формы работы с учащимися, как конкурсы предметной направленности, диспуты, интеллектуальные турниры, игры, выставки (ярмарки) и иное.

Одна из наиболее эффективных форм занятий с учащимися в шестой школьный день – объединение по интересам (кружок). Организуя работу кружка, следует заинтересовать учащихся, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы. К организации работы кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков к данному занятию и т. д.). На занятиях кружка учитель должен создать атмосферу свободного общения и активной дискуссии. Учащиеся VII-IX классов в кружках естественно-математического профиля могут изучать свойства веществ, конструировать простейшие физические приборы, создавать химические модели, проводить химические и физические опыты и эксперименты, наблюдения за природными объектами и др. В X-XI классах учащимся интересно заниматься темами неорганического синтеза, аналитической химии, решением нестандартных математических, физических, географических задач, проектно-исследовательской деятельностью и др. Целесообразно организовывать кружковые занятия, тематика которых позволяет реализовать межпредметные связи. Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи по профилям деятельности размещены на портале Министерства образования (http://edu.gov.by / Система образования /Дополнительное образования детей и молодежи), а также на сайтах республиканских учреждений образования: Национальный центр художественного творчества детей и молодежи (www.nchtdm.com), Республиканский центр экологии и краеведения (www.eco.unibel.by), Республиканский центр инновационного и технического творчества (http://rcitt.by/).

Целесообразно обеспечить работу клуба «Я могу помочь», в котором учащиеся-старшеклассники, в том числе обучающиеся в классах педагогической направленности, проводят учебные занятия с теми, кто желает улучшить свои результаты по отдельным учебным предметам.

Работа в школе в шестой школьный день может проводиться в форме экскурсий. В целях гражданско-патриотического воспитания учащихся, пропаганды историко-культурного и природного наследия Беларуси Министерством образования совместно с заинтересованными разработан перечень рекомендуемых для посещения учащимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (размещен на портале Министерства: http://edu.gov.by / Система образования / Идеологическая работа и воспитание/ Информационно-аналитические и методические материалы).

Практика работы свидетельствует о продуктивности применения в шестой школьный день такой формы работы, как диспут. Диспут – это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут существовать принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой диспута (при этом важно подчеркнуть актуальность выбираемой темы).

В ходе диспута учитель вовлекает учащихся в непринужденный, живой разговор, учит их высказывать свое мнение и обосновывать его; приучает к диалогу, т.е. обучает вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы.

Выставки (ярмарки) – коллективная форма работы в шестой школьный день, позволяющая привлечь к ее проведению большое количество учащихся и их родителей (законных представителей). Обычно на выставке освещается широкий круг вопросов, что позволяет ее организаторам и экскурсантам узнать немало нового и интересного, повторить пройденный материал, систематизировать знания и применить их в нестандартной ситуации. Выставки могут быть посвящены отдельным учебным предметам или охватывать ряд учебных предметов. Например, «Физика у нас дома», «Математика в искусстве», «Твоя будущая профессия», «История моего города», «История моей страны в открытках», «Наши домашние питомцы» и т. д.

В шестой школьный день целесообразно организовать совместную работу учащихся и учителей по подготовке индивидуальных и коллективных проектов по учебным предметам. Например, изготовление учащимися простейших приборов и оборудования для проведения экспериментов, подготовка и выпуск школьных средств информации (стенные газеты, школьные журналы и др.), подготовка мультимедийных презентаций к учебным занятиям.

В шестой школьный день также рекомендуется проведение итоговых мероприятий предметных недель, научно-практических конференций, открытых заседаний школьных научных обществ, учебных исследований и экспериментов и др.

2. Особое место в деятельности учреждения образования занимает организация работы с родителями (законными представителями). Для повышения эффективности данной работы необходимо использовать возможности сайта учреждения общего среднего образования, где родители (законные представители) могут получать информацию о ходе образовательного процесса, проводимых мероприятиях, задавать вопросы, анализ которых позволит определить тематику индивидуальных и групповых консультаций в шестой школьный день.

На сайте, а также в дневниках учащихся целесообразно разместить график проведения конкретными учителями-предметниками консультаций для родителей в шестой школьный день.

К групповым формам взаимодействия в шестой школьный день относятся встречи учителей с родителями (законными представителями), дети которых испытывают типичные трудности в учебной деятельности, в межличностном общении, а также с родителями (законными представителями) высокомотивированных учащихся (при необходимости с привлечением педагога-психолога учреждения образования).

Индивидуальная работа (консультации)с родителями (законными представителями) персонифицирована, обеспечивает определенную конфиденциальность решения проблем, конкретность рекомендаций и пожеланий.

При проведении консультацийследует обратить внимание родителей (законных представителей) на то, что они не должны заменять собой учителя и выполнять его функции. Консультации с учителями-предметниками прежде всего должны помочь родителям (законным представителям) получить представление о:

– специфике содержания учебного предмета;

– современных технологиях организации образовательного процесса по учебному предмету;

– требованиях, предъявляемых к уровню учебных достижений учащихся;

– нормах оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету;

– успехах или затруднениях ребенка при изучении учебного предмета, путях ликвидации пробелов в знаниях;

– объеме, содержании домашних заданий, требованиях к качеству его выполнения;

– роли учебного предмета в развитии ребенка и его дальнейшем профессиональном самоопределении.

Совместная деятельность учителей-предметников и родителей (законных представителей) в значительной степени должна быть нацелена на формирование у учащихся «умения учиться». Консультации с родителями (законными представителями) целесообразно проводить по следующим вопросам:

– единые требования учителей и родителей (законных представителей) к соблюдению режима дня;

– организация рабочего места учащегося в домашних условиях;

– развитие читательского интереса учащихся и др.

 

 

При проведении консультаций учителя-предметники могут порекомендовать родителям (законным представителям) обратиться к сайтам, содержание которых будет полезным как родителям (законным представителям), так и учащимся. К их числу относятся:

http://adu.by/ru – Национальный образовательный портал;

http://www.nlb.by – Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси;

http://histmuseum.by – Нацыянальны гістарычны музей Рэспублікі Беларусь;

http://bellitmuseum.by – Дзяржаўны музей гісторыі беларускай літаратуры;

http://www.artmuseum.by – Национальный художественный музей Республики Беларусь;

http://kupala-museum.by – Дзяржаўны лiтаратурны музей Янкi Купалы;

http://yakubkolas.by – Дзяржаўны літаратурна-мемарыяльны музей Якуба Коласа;

http://bagdanovich.museum.by – Дзяржаўная ўстанова “Літаратурны музей Максіма Багдановіча” (сярод іншых сайтаў  музеяў);

http://kupala-library.iatp.by – Централизованная система государственных публичных библиотек города Минска;

http://zviazda.by – Партал РВУ “Выдавецкі дом “Звязда” (на ім змешчаныя сайты літаратурых выданняў “ЛІМ”, “Маладосць”, “Бярозка”, ”Полымя”);

http://www.warmuseum.by – Белорусский государственныймузей истории Великой Отечественной войны;

http://stalin-line.by – Историко-культурный комплекс «Линия  Сталина».

На сайте ГУО «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by  /Организация шестого школьного дня) в помощь учителям-предметникам размещены информационные материалы:

для работы с учащимися в шестой школьный день, которые включают описание форм работы с учащимися, а также рекомендации по организации работы по каждому учебному предмету;

для работы с родителями (законными представителями), которые включают информационные материалы по консультированию родителей (законных представителей), памятки и рекомендации для родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей;

опыт работы учреждений общего среднего образования по организации шестого школьного дня, опыт работы учителей-методистов.

3. В целях повышения привлекательности профессионального образования, повышения имиджа рабочих профессийвозрастает приоритет

организации профориентационной работы, направленной на  ознакомление учащихся учреждений общего среднего образования с системой профессионального образования, современным обликом рабочих профессий и специальностей, условиями обучения в учреждениях профессионально-технического (далее – УПТО) и среднего специального образования (далее – УССО).

В планах работы УПТО и УССО должны быть определены даты проведения «профессиональных» суббот. Содержательное наполнение деятельности целесообразно отражать в плане воспитательной работы в шестой школьный день, в котором следует указывать название мероприятий, точное время, место проведения и ответственных лиц. План составляется ежемесячно и заранее размещается на информационных стендах и сайте учреждения образования (УПТО, УССО) для того, чтобы учащиеся учреждений общего среднего образования и их родители (законные представители) могли планировать свое участие в мероприятиях шестого дня.

Рекомендуем предусмотреть составление графиков посещения УПТО, УССО учащимися учреждений общего среднего образования, что позволит определить даты проведения «профессиональных» суббот.

В мероприятия шестого школьного дня для учащихся учреждений общего среднего образования, проводимых на базе УПТО и УССО, целесообразно включать мероприятия с использованием современных интерактивных форм работы:

– мастер-классы с целью формирования ценностных профессиональных ориентиров;

– профессиональные пробы с целью реализации возможности учащихся попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности, формирования устойчивых ориентаций на определенную профессию, осознанное отношение к профессии;

– встречи с выпускниками УПТО, УССО, новаторами производства, представителями семейных династий, достигшими вершин профессионального мастерства;

– семинары-практикумы («Моя профессия – мое будущее», «С профессиональным образованием – успешное будущее!» и др.);

– конкурсы проектов (профориентационных газет, эссе, сочинений, слоганов) на темы «Представляю свою профессию», «Путеводитель в мир профессий», «Моя профессия нужна людям» и др.;

– экскурсии в музеи УПТО, УССО с демонстрацией экспозиций, посвященных развитию системы профессионального образования, знаменитым выпускникам, достигшим значительных профессиональных успехов;

– мероприятия с применением современных форм работы по повышению имиджа рабочих профессий и привлечению учащейся молодежи к осознанному профессиональному выбору: промо-акций «Есть заказ на рабочий класс» в виде поезда профориентации; «Выбирая профессию – выбираю будущее!»; «Получи реальную профессию!; агиттетра («Аграрий», «Рабочий – это звучит гордо!)»; форумов («Дорогу осилит идущий», «Престижная профессия»); флэшмобов («Профбум», «Мы вместе!»); профориентационных панорам «Выбираем профессию – выбираем будущее» «Трудовые династии») и др.;

 – выступление агитационных бригад учащихся УПТО и УССО;

– работаконсультационных пунктов, направленных на оказание помощи абитуриентам и их родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанным с профессиональным определением.

Повышению информированности учащихся, родителей (законных представителей), общественности о престиже рабочих профессий будет способствовать трехстороннее сотрудничество УПТО и УССОс учреждениями общего среднего образования и предприятиями, организациями-заказчиками кадров. Для реализации такого сотрудничества рекомендуем:

– дни ознакомительной практики для учащихся учреждений общего среднего образования в УПТО и УССО в целях ознакомления учащихся со спецификой профессиональной деятельности, современными технологиями организации производства с предоставлением возможности пробы своих сил в различных отраслях экономики;

– открытые диалоги, дискуссии с участием лучших представителей производственной сферы, раскрывающие современный облик рабочего и специалиста, способного к личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту и развитию, преодолению социальных и профессиональных стереотипов, созданию новых жизненных, социальных и профессиональных эталонов;

– Дни профессии совместно с базовыми организациями, предприятиями (День машиностроителя; День строителя и т.д.), включающие мастер-классы, встречи с представителями профессий, выставки, просмотр тематических фильмов, свободное общение и т.д.;

– позиционирование лучших практик профессионального образования и образцов профессиональной деятельности путем организации и участия в конкурсах профессионального мастерства на основе стандартов WorldSkills International;

– профессиональные клубы с привлечением представителей производственного сектора экономики, успешных выпускников, представителей трудовых династий, победителей конкурсов профессионального мастерства;

– конференции для родителей (законных представителей) для обсуждения вопросов значимости получения образования в УПТО и УССО для профессионального и жизненного самоопределения.

С целью привлечения внимания учащихся учреждений общего среднего образования к вопросам выбора профессии также целесообразно организовывать в рамках шестого школьного дня выездные агитационные мероприятия в учреждения общего среднего образования («Дни профориентации», «Дни активного профориентирования»).

Профориентационные и иные мероприятия целесообразно проводить не только с учащимися выпускных классов, но и с учащимися VI-VIII классов.

В целях взаимодействия преподавателей и мастеров производственного обучения УПТО и УССО с учащимися  учреждений общего среднего образования в шестой день может быть организовано проведение:

– научно-практических конференций (далее – конференция) и семинаров;

– мероприятий в рамках предметной недели.

К участию в конференциях могут привлекаться учащиеся X-XIклассов учреждений общего среднего образования (с учетом обучения в профильных классах), учащиеся VIII-IX классов, педагогические работники.

Конференции организуются и проводятся в соответствии с Планом работы учреждения образования по согласованию с руководителями взаимодействующих учреждений общего среднего образования.

Семинары по учебным предметам профессионального компонента организовываются, как правило, на базе УПТО и УССО или организации-заказчике кадров. При проведении семинаров по учебным предметам общеобразовательного компонента можно использовать базы как учреждений профессионального образования, так и учреждений общего среднего образования.

В рамках предметной недели/декады могут проводиться:

– открытые уроки;

– мероприятия, в ходе которых получают освещение научно-исследовательские достижения преподавателей и учащихся по учебным предметам (мини-конференции, смотр-конкурсы рефератов и докладов, выставки исследовательских проектов, презентации проектных работ и т.д.);

– смотры знаний учащихся (публичные защиты рефератов, курсовых и творческих проектов, предметные олимпиады и т.д.);

– открытые внеклассные мероприятия (конкурсы профессионального мастерства, викторины, турниры, устные журналы, театрализованные представления, экскурсии и т.д.).